Вернуться назад
ПРЕЗУМПЦИЯ ВИНЫ
16.03.2017
Проблема ЖКХ является одной из самых острых в России.
Высокие тарифы и низкое качество жилищно-коммунальных услуг вызывают справедливое недовольство людей. Средства массовой информации и надзорные органы, не задумываясь, указывают виноватых, по их мнению, «нерадивых коммунальщиков» — исключительно управляющие компании. Почему-то ресурсоснабжающие организации: Теплосеть, Водоканал и энергетики к коммунальщикам не относятся и в прицел СМИ не попадают, хотя именно они ответственны за качество и непрерывность подачи в дом коммунальных ресурсов.
По мнению СМИ, ресурсоснабжающие организации в ущерб себе поставляют воду и тепло в дома, а бессовестные управляющие компании (даже при отсутствии технических возможностей) добавляют в воду ржавчину, остужают батареи, провоцируют аварии на теплотрассах и котельных, отключают электричество.
Люди недовольны высокими тарифами на услуги ЖКХ. И опять, виноватыми почему-то считаются УК, которые не участвуют в установлении тарифов, а из всей собираемой суммы за ЖКУ 80% от общей суммы платежа идет в ресурсоснабжающие организации.
Дополнительно, на УК перекладываются следующие затраты:
- Все накопленные долги жителей, в том числе, за поставку коммунальных ресурсов (воды и тепла). При этом ресурсоснабжающие организации, регулярно заявляющие, что УК воруют их деньги, сопротивляются введению прямых расчетов с жителями, потому что тогда вся работа по взысканию задолженности и покрытие «недосбора» платежей ляжет на ресурсоснабжающие организации. Очень удобно использовать УК в качестве «крайнего», обвиняя их во всех проблемах. Как исполнитель коммунальных услуг УК несет ответственность за качество коммунальных услуг, даже если реально никаким образом не может повлиять на это качество;
- Дополнительные финансовые затраты, возникающие из-за несовершенства законов и трактуемые судами, по традиции, не в пользу УК. Так, в 2012 г. завершилась многолетняя судебная тяжба между «Красногорской Теплосетью» и «ДЭЗ» об оплате за транспортировку тепловой энергии. В свое время муниципальным расчетным центром был неправильно рассчитан тариф на поставку теплоэнергии жителям целого микрорайона, в него не включили составляющую «транспортировка теплоносителя». Вопрос по распределению недовыставленных платежей не был своевременно урегулирован на уровне районной Администрации и Тарифного комитета. В преддверии очередных выборов, чтобы не обострять социальную напряженность, бремя несения расходов было переложено на «ДЭЗ». В результате возникла задолженность «ДЭЗ» перед «Красногорской Теплосетью» в размере 23,5 млн. руб., хотя этих денег жители в «ДЭЗ» никогда не платили;
- Затраты на содержание ветхого жилого фонда, который требует повышенных затрат на эксплуатацию. И здесь возникает очередная «страшилка» об УК от СМИ. На экране видим барак довоенной постройки с рассказом о нерадивой УК, которая довела его до такого состояния. Да, жителей дома искренне жаль. Но, согласитесь, от старости лечения нет. Так и с ветхим жилым фондом. Такие дома нужно расселять, а не устраивать показательные проверки Государственной жилижной инспекции с последующим наказанием УК. Если помимо самого барака заглянуть в его «экономику», то окажется, что тут не что «украсть» нечего, а еще и вложить нужно, чтобы хотя бы канализация работала.
А ведь есть и положительные примеры в работе управляющих компаний, которые СМИ обходят своим вниманием. Например, успешно реализуемая схема участия жителей в управлении домами в Павшинской Пойме (Красногорск). Сами жители в лице Ассоциации Павшинская Пойма являются соучредителями управляющей компании «Красногорье-ДЭЗ». Состав Правления Ассоциации состоит из жителей микрорайона. Такая форма участия позволяет оперативно и из «первых рук» получать обратную связь по актуальным вопросам, а так же принимать участие в их решении.
Другими словами, жители непосредственно участвуют в управлении домами и получают дивиденды от присутствия в уставном капитале управляющей компании. Полученные дивиденды и доходы от размещения рекламы Ассоциация направляет на нужды домов.
Благодаря такому взаимодействию реализованы совместные проекты:
- электронные информационные доски в подъездах;
- система видеонаблюдения;
- ямочный ремонт дорожного полотна на внутридомовых проездах;
- отремонтировано и функционирует помещение «Совета ветеранов»;
- организуются праздничные мероприятия для жителей.
Такая форма взаимодействия жителей с УК делает возможным преодоление всеобщей вражды к УК, навязанной СМИ.
Использованы материалы с сайта ЦДО «Акато» за авторством Нифонтова Д. Ю.